RSS-экспорт
Связь с модератором
Популярные теги
директордоговордоговор арендыжилищное законодательствозаработная платаземельный участокземляискКЗОТконтролирующие органыкупля продажаналогообложениенаследствоОООответственностьправо собственностипроверкипрогулпроцессработниксокращениестроительствосудтрудовая книжкатрудовое правоувольнение


Бухгалтерские посиделки

Логин:    Пароль:      Регистрация | Восстановить пароль

Займ юр. лица у физ. лица


Сообщение:

Ваше имя:    EMail: 
 

Страницы:    Всего: 1


Сортировать по времени сообщений  по возрастанию [по убыванию]
 
25/02/10 14:21  VikusyОтправить письмо > легенда    25/02/10 14:14Дерево
Возраст не панацея :)

25/02/10 14:14  легенда > Vikusy    25/02/10 13:00Дерево
))Да он совсем не старый)))))))))))))))))

25/02/10 13:00  VikusyОтправить письмо > легенда    25/02/10 10:38Дерево
Этот шедевр грех не опубликовать. :)
Огромное спасибо Вячеславу, на таких специалистов должна равняться молодежь.

25/02/10 10:38  легенда > Vikusy    8/02/10 15:54Дерево
Спасибо за статью. Слава вообще умница.))Жаль только редко стал появляться в форуме - на него напали злые сантехники))))))))))))))

10/02/10 16:26  Лоли > Vikusy    9/02/10 19:21Дерево
спасибо за ответ ))
Я с вами согласна. И Самое приятное в таких займах - их не надо включать в доход при невозврате до конца квартала. Поскольку не попадает под определение "возвратной финансовой помощи"

Р.S. Только что закончилась проверка предприятия, где была большая сумма такого займа. Налоговая оч-чень хотела запихнуть ее в доход. Отстояли с помощью аудитора - беседовали с инспектором и начальником отдела ГНИ.

9/02/10 19:21  VikusyОтправить письмо > Лоли    9/02/10 13:33Дерево
я думаю так, если Вы пару раз в году предоставите такой заем, то это не будет считаться Вашей основной деятельностью и Вы не подпадете под понятие фин.учреждений и соответственно не нужно специальных регистраций.
И дело не в НДФЛ, он и так платится со всех доходов.

9/02/10 14:14  Лоли > ms_mila    9/02/10 13:58Дерево
Насчет НДФЛ - конечно. Притом, если заемщик - юрлицо, то оно и удерживает налог. Т.е. физлицо не должно ни уплачивать, ни подавать декларацию, т.к. доход получен от налогового агента.

Все-таки, хотелось бы услышать именно о запрете такого займа для физлица.

9/02/10 13:58  ms_milaОтправить письмо > Лоли    9/02/10 13:33Дерево
Я вважаю що заборони як такої на отримання відсотків по кредиту нема просто фізособа потім повинна сплачувати ПДФО від відсотків. хоч я не впевнена

9/02/10 13:33  Лоли > Vikusy    9/02/10 00:10Дерево
а серьезно - где содержится запрет физ. лицам предоставлять займы под проценты?

9/02/10 00:10  VikusyОтправить письмо > труженник    8/02/10 15:59Дерево
Сама в шоке.:)

8/02/10 15:59  труженник > Vikusy    8/02/10 15:45Дерево
хм... спасибо большущее..

8/02/10 15:54  VikusyОтправить письмо > труженник    8/02/10 15:23Дерево
удалено по просьбе автора поста

8/02/10 15:45  VikusyОтправить письмо > труженник    8/02/10 15:23Дерево
Задача: описать возможные правовые формы (способы) привлечения юридическим лицом денежных средств от третьих лиц для целей последующего инвестирования.


Способы (формы) привлечения денежных средств для инвестирования зависят от целей как инвесторов (кредиторов), так и от целей лиц, привлекающих деньги.

Например, целью инвестирования может быть:
а) получение денежных доходов инвестором без участия в чужой (или совместной) деятельно-сти (т.е. без объединения вкладов инвесторов);
б) участие инвестора в чужой (или совместной) деятельности с объединением вкладов и полу-чением инвестором прав на долю в имуществе (прибыли) от чужой (или совместной) деятель-ности.

По общему правилу, инвестирование без объединения вкладов не переносит на инвесторов риски, связанные с деятельностью по использованию привлеченных средств.

Кроме того, на выбор способов влияют также направления использования денег лицом, при-влекающим денежный капитал. Например, инвестирование конкретного бизнес-проекта по строительству жилья будет осуществлять только в формах, определенных законодательством.

Рассмотрим формы (способы) привлечения денежных средств в зависимости от участия ин-весторов в финансируемой деятельности. При этом акцентируем внимание на рисках лица, привлекающего денежные средства.

Все способы будут делиться на:
I. Не предусматривающие участие инвесторов в чужой (или совместной) деятельности и ее результатах:

1.Займы
1.1. Процентные заимствования от финансовых учреждений, юридических или физических лиц – нерезидентов, а также физических лиц – резидентов.
1.2. Беспроцентные заимствования от физических или юридических лиц – резидентов Украи-ны (которые не являются финансовыми учреждениями).

2. Финансирование и управление денежными средствами.
2.1. Управление денежными средствами учредителя управления.
2.2. Финансирование производственных объектов через Фонды операций с недвижимостью (ФОН).

3.Выпуск и выкуп долговых ценных бумаг
3.1. Эмиссия облигаций предприятия (денежных или целевых).
3.2. Выкуп инвесторами у поставщиков векселей, выданных заемщиком


II. Предусматривающие участие инвестора в чужой (или совместной) деятельности и ее результатах:

4.1. Участие инвесторов в чужой деятельности путем создания юридического лица и управления его деятельностью. При этом мы рассмотрим возможности сохранения контроля над деятельностью созданного юридического лица за одним из инвесторов (акционеров, уча-стников).

4.2. Участие инвесторов в совместной деятельности без создания юридического лица путем образования т.н. простого товарищества. При этом мы рассмотрим возможности сохранения контроля над совместной деятельностью (СД) за одним из участников.


I. 1.Займы.
Согласно действующему законодательству денежные займы могут выдаваться как под про-центы, так и на бесплатной основе.

1.1. Процентные займы могут привлекаться юридическим лицом от банковских или финан-совых учреждений Украины (юридических лиц), для которых выдача ссуд и кредитов (да-лее – кредитов) является основным видом деятельности. Операции банков и иных финансо-вых учреждений регламентируется специальным законодательством (о банках, о финансовых услугах). Принципами кредитования являются: платность, срочность, возвратность.
На практике необходимым атрибутом выдачи кредита или ссуды также является обеспечение долга заемщика каким-либо ликвидным имуществом, поручительством третьего лица и т.п..

Процентные займы могут привлекаться юридическим лицом от иностранных юридических или физических лиц. Однако договоры, по которым привлекаются денежные средства от иностранных лиц (нерезидентов), подлежат обязательной регистрации в Национальном банке Украины . Существуют также ограничения на максимальный размер процентов, которые мо-гут уплачиваться по таким займам (срок займа до 1 года – не выше 9,8% годовых, от 1 до 3 лет – не выше 10% годовых, более 3 лет – не выше 11% годовых). Процедура регистрации догово-ра займа от нерезидента занимает, на практике, до 2-3 недель.

Характерным является то, что проценты, уплаченные юридическим лицом по договорам кре-дита или займа от нерезидента, разрешено включать в состав валовых расходов и уменьшать на суммы процентов налогооблагаемую прибыль предприятия.

Возможность процентных заимствований от физических лиц – резидентов Украины, а также от юридических лиц – не финансовых (в т.ч. банковских) учреждений – резидентов Украины, установлена главой 71 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ).
Иначе говоря, ГКУ разрешает резидентам Украины – физическим лицам и юридическим ли-цам, которые не являются финансовыми учреждениями, выдавать процентные займы.
При этом, указанные выше проценты не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль лица, которое заплатило бы такие проценты.

Однако специальное законодательство Украины, регулирующее рынки финансовых услуг , устанавливает некоторые ограничения на оказание т.н. финансовых услуг. Так, предоставле-ние денег в заем под проценты (т.е. с целью получения прибыли) является финансовой услу-гой (ст. 1, 4 Закона о финансовых услугах).

Финансовые услуги могут предоставляться, согласно Закону о финансовых услугах, только юридическими лицами со статусом финансового (банковского) учреждения, либо физически-ми лицами – субъектами предпринимательской деятельности – в случаях, прямо предусмот-ренных какими-либо законами (на сегодняшний день таких законов нет). В иных случаях, вы-дача денежного займа резидентами Украины под проценты не допускается.

Практически, указанные ограничения на привлечение процентного займа от резидентов Ук-раины – физических лиц и юридических лиц, которые не являются финансовыми учрежде-ниями, можно преодолеть путем использования следующей схемы.

Физические или юридические лица – резиденты Украины (инвесторы), готовые выдать заем с целью получения прибыли, по договоренности с банком могут положить денежные суммы во вклады (депозиты) под банковский процент.
Банк за счет денежных средств, полученных от указанных лиц (инвесторов) на депозиты, вы-даст юридическому лицу, желавшему привлечь денежные средства инвесторов, кредит под процент.
При этом разница между величиной процентов по депозитам (прибылью инвесторов) и вели-чиной процентов по кредиту (расходами заемщика) составляет прибыль банка.

Обеспечением выданного заемщику кредита могут быть денежные средства (точнее – права на их получение) инвесторов на депозитных счетах.

Подобную схему (условия депозитных и кредитного договоров, величину процентных ставок, сроки вкладов и кредита, виды обеспечения и т.д.) необходимо заранее согласовывать с вы-бранным банковским учреждением.


1.2. Беспроцентные займы вполне допустимо привлекать и от резидентов Украины – физиче-ских лиц и юридических лиц, которые не являются финансовыми учреждениями. Для указан-ных лиц выдача таких займов не будет считаться финансовой услугой, поскольку отсутствует цель получения прибыли (процентов) от такого займа.

Условия беспроцентных займов устанавливаются соответствующими договорами.

Получение беспроцентного займа юридическим лицом – плательщиком налога на прибыль – будет по-разному влиять на его объект налогообложения. Так, получение беспроцентного зай-ма от иных плательщиков налога на прибыль (юридических лиц) повлечет последствия в виде увеличения налогооблагаемой прибыли на суммы т.н. «условных процентов».

«Условные проценты» - это расходы, которые заемщик мог бы понести на обслуживание зай-ма, но не понес по причине бесплатности последнего. Налоговое законодательство приравни-вает (в целях налогообложения) такие не понесенные лицом расходы (по сути, сэкономленные средства лица) к его налогооблагаемым доходам. При этом, расчет «условных процентов» осуществляется по учетной ставке НБУ (установленной на конец отчетного налогового перио-да) за весь период пользования займом. «Условные проценты» начисляются на остаток задол-женности по беспроцентному займу.

Получение беспроцентного займа от лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль (например, от физических лиц), повлечет увеличение налогооблагаемой прибыли заемщика на суммы полученного займа в налоговом периоде его получения. В налоговом периоде, в котором заем будет возвращен, заемщик вправе отразить уменьшение своей нало-гооблагаемой прибыли (путем признания валовых расходов).


Наконец, при наличии особо доверительных отношений между инвесторами и заемщиком, де-нежные средства могут быть переданы юридическому лицу в дар (безвозвратно). В таком случае вся сумма средств будет увеличивать налогооблагаемую прибыль одаренного юриди-ческого лица.

2. Финансирование и управление денежными средствами.

2.1. Управление денежными средствами учредителя управления.

Объектом управления может быть имущество (недвижимость, ценные бумаги, имуществен-ные права и т.д.). Денежные средства могут быть объектом доверительного управления только в случаях, когда право осуществлять управление денежными средствами прямо установлено законом (законами).

Отношения по поводу управления имуществом регулируются, в частности, главой 70 ГКУ.

Субъектами управления имуществом являются, во-первых, учредитель управления (как правило – это собственник имущества, которое передается в управление), во-вторых, управи-тель – лицо, которое за плату будет от своего имени (но с уведомлением контрагентов о сво-ем статусе управителя) управлять имуществом собственника. Управление имуществом может осуществляться в интересах собственника имущества (учредителя управления) или в интере-сах указанного собственником лица – выгодоприобретателя. Управитель не может быть вы-годоприобретателем.

Полномочия управителя в отношении имущества устанавливаются законом и договором управления имуществом. Управитель в силу договора может получить статус т.н. «довери-тельного собственника» имущества . Возникновение у управителя «доверительной собствен-ности» не прекращает права собственности на имущество у учредителя управления.

Управитель может распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных дого-вором управления имуществом и законом. Отчуждать имущество, передавать его в залог упра-витель может лишь с согласия учредителя управления.

Характерным для отношений доверительного управления имуществом является то, что право собственности на имущество, переданное в управление, сохраняется за собственником (обычно – учредителем управления). Кроме того, любое имущество, приобретенное управи-телем в результате управления имуществом, включается в состав полученного в управ-ление имущества. Потому право собственности на приобретенное в результате управления имущество возникает у собственника имущества.

Управитель вправе претендовать лишь на вознаграждение за управление имуществом.

Управитель возмещает причиненные учредителю управления убытки, а выгодоприобретателю – упущенную выгоду.

Управитель несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам, возникшим в результате управления имуществом (если стоимости имущества недостаточно для погашения долгов).

Таким образом, отличительной чертой управления имуществом является сохранение права собственности за собственником – учредителем управления и поступление в его собствен-ность всего, приобретенного в результате управления имуществом. При этом, объем полномо-чий управителя по управлению имуществом (в т.ч. полномочия по отчуждению имущества) может устанавливаться договором.

Как отмечалось, доверительное управление денежными средствами осуществляется только в случаях, установленных законом. Действующее законодательство содержит, в частности, та-кие нормы, устанавливающие право управления денежными средствами:
- пункт 5 части 4 статьи 47 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121-III от 07/12/2000 года устанавливает право банков на доверительное управление деньгами;
- косвенно признает деньги объектом деятельности доверительных обществ по доверитель-ному управлению имуществом Декрет КМУ «О доверительных обществах» № 23-93 от 17/03/1993 года;
- Закон Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строи-тельстве жилья и операциях с недвижимостью» № 978-IV от 19/06/2003 года (далее – Закон о финансовых механизмах) устанавливает порядок управления денежными средствами и иным имуществом, образующих фонды финансирования строительства (ФФБ) или фонды операций с недвижимостью (ФОН), при строительстве различных объектов.
- Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инве-стиционные фонды)» № 2299-III от 15/03/2001 года также допускает управление денежными средствами инвесторов.

Закон о финансовых услугах относит деньги к финансовым активам. Согласно ч.1 ст. 4, ч.1 ст. 7 этого же закона управлять финансовыми активами могут только финансовые учреждения, запись о которых внесена в государственный реестр финансовых учреждений (кроме банков). Деятельность по оказанию финансовых услуг для финансовых учреждений является исклю-чительной (не совместимой с иной предпринимательской деятельностью).

Кроме того, если денежные средства в управление будут привлекаться от физических лиц, то такая деятельность потребует получения лицензии (п. 4 ч.1 ст. 34 Закона о финансовых ус-лугах). Лицензии финансовым учреждениям (кроме банков) на такую деятельность выдаются Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг (п.3 ч.1 ст. 28 Зако-на о финансовых услугах).

Поэтому для реализации схем привлечения денежных средств инвесторов через механизмы фондов операций с недвижимостью или институты совместного инвестирования желательно владеть (или контролировать) финансовой компанией (либо банковским учреждением), обладающей(им) соответствующей лицензией.


2.2. Финансирование производственных объектов через Фонды операций с недвижимо-стью (ФОН).

Привлечение денежных средств с целью получения дохода (прибыли) от операций с не-движимостью (например, от строительства производственных либо нежилых объектов и опе-раций с ними) можно осуществить в порядке, установленном Законом о финансовых механиз-мах.

Для этих целей за счет денежных средств инвесторов эмитентом создается фонд операций с недвижимостью (далее – ФОН) и осуществляется управление этим фондом (имуществом). Таким образом, по правовой природе отношения между субъектами ФОН являются отноше-ниями по доверительному управлению имуществом (и, следовательно, к ним применимы нор-мы главы 70 ГКУ), однако обладают некоторыми особенностями, регламентированными Зако-ном о финансовых механизмах.

Общая схема отношений между участниками такова:

Эмитент выпускает ценные бумаги особого вида – сертификаты ФОН. Сертификаты ФОН удостоверяют: 1) право их собственника (инвестора) на получение дохода от управления имуществом ФОН, а также 2) право их собственника на долю в стоимости чистых акти-вов ФОН при выкупе сертификатов их управителем (эмитентом).

Сертификаты ФОН размещаются эмитентом среди неопределенного или заранее определен-ного круга лиц (инвесторов) на условиях, определенных Правилами ФОН, проспектом эмиссии сертификатов ФОН и договором о приобретении сертификатов. Сертификаты подлежат выкупу после окончания срока, на который был создан ФОН. Сертификаты ФОН могут обращаться на рынке ценных бумаг.

Эмитентом может быть только банк или финансовое учреждение, получившие соответст-вующее разрешение на эмиссию сертификатов ФОН. Общая номинальная стоимость сертифи-катов ФОН, выпущенных эмитентом, не может превышать 50-кратного размера собственно-го капитала эмитента.

Эмитент осуществляет функции по управлению средствами ФОН, полученными от прода-жи (размещения) сертификатов (т.е. выступает управителем ФОН самостоятельно). Функции управителя ФОН эмитент может передать (поручить) иному лицу – управителю ФОН.

Управление имуществом ФОН состоит в действиях управителя, направленных на: инвести-рование средств ФОН в строительство конкретного объекта (по договору эмитента с за-стройщиком), осуществление контроля за строительством объекта, а также осуществление операций с построенной недвижимостью (сдача недвижимости в аренду, продажа недвижимо-сти, иные доходные операции). При этом у управителя возникает и регистрируется право собственности (очевидно, доверительной) на возведенный объект недвижимости.

Интерес управителя заключается в получении вознаграждения за управление ФОН.

Застройщик – лицо обладающее «правом на выполнение функций заказчика строительства» (ст. 4 Закона о финансовых механизмах). Право на выполнение «функций заказчика» сущест-вует у лица, обладающего правом застройки земельного участка (такими лицами являются: собственник, управомоченный пользователь, арендатор земельного участка с соответствую-щим целевым назначением). На практике допускается передача «функций заказчика» лицам, не обладающим правами на земельный участок, хотя это не соответствует требованиям закона.

Интерес застройщика заключается в получении дохода (и прибыли) от услуг по организа-ции строительства объекта, либо в получении дохода (и прибыли) от выполнения строи-тельных работ по возведению объекта строительства. Размер стоимости услуг (работ) за-стройщика устанавливается договором с эмитентом.


Закон о финансовых механизмах определяет меры защиты прав инвесторов.

Во-первых, этот Закон (ст.10, 32) требует обеспечения исполнения обязательств застройщиком путем заключения с управителем договора уступки имущественных прав на недвижимость, которая является объектом строительства, под отлагательным условием (нарушением договора на строительство объекта).

Во-вторых, Закон устанавливает строго целевое направление использования денежных средств ФОН на этапе строительства недвижимости – на возведение этой недвижимости.

В-третьих, Закон устанавливает ответственность управителя за убытки, причиненные собст-венникам сертификатов ФОН, включая убытки в виде снижения стоимости чистых активов ФОН в расчете на один сертификат по сравнению с ценой первичного размещения этих сертификатов.

Закон также разрешает страховать ответственность управителя за убытки собственников сер-тификатов ФОН, а также риски гибели (повреждения) недвижимости.

Финансирование строительства объектов нежилой сферы в порядке, предусмотренном Зако-ном о финансовых механизмах – это не единственный способ привлечения денег для такого строительства.
Привлечение средств возможно и в рамках гражданско-правовых договоров, например, дого-воров долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров и т.п.


3.Выпуск и выкуп долговых ценных бумаг

3.1. Эмиссия облигаций предприятия (денежных или целевых).

Достаточно гибким механизмом для привлечения денежных средств без участия инвесторов в чужой или совместной деятельности является эмиссия облигаций.

Эмиссия и обращение облигаций регулируется законодательством о ценных бумагах, в част-ности, Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» № 3480-IV от 23/02/2006 го-да (далее – Закон о ЦБ).

Облигация – ценная бумага, подтверждающая отношения займа между владельцем облигации и эмитентом, подтверждающая обязательства эмитента по выплате дохода по облигации и вы-плате номинальной стоимости облигации.

Обязанными субъектами по облигационному обязательству могут быть различные лица. В случае, если таким лицом является предприятие (юридические лицо), то говорят об облигаци-ях предприятия.

В зависимости от круга лиц, среди которых размешаются облигации, размещение может быть открытым (неопределенный круг лиц) или закрытым (заранее определенный круг лиц).

В зависимости от формы выплаты дохода облигации могут быть: процентные или дисконт-ные.

В зависимости от способа погашения облигации (а точнее, от вида обязательств, удостоверяе-мых облигацией) различают денежные или целевые облигации.

Денежные облигации подтверждают денежное обязательство эмитента, а целевые облига-ции подтверждают обязательство эмитента передать в погашение облигации определенное имущество (товар, результаты работ, услуг).

Препятствием широкому использованию облигаций для привлечения денежных средств явля-ются ограничения на объемы эмиссии. А именно, Закон о ЦБ ограничивает объем эмиссии об-лигаций юридическими лицами трехкратным размером их собственного капитала или размером обеспечения, которое предоставляется юридическому лицу с этой целью третьими лицами (ст. 8 Закона о ЦБ, вступает в силу с 12/04/2008 года).

Акционерные общества еще более ограничены в возможности эмитировать облигации. Со-гласно статье 158 ГКУ такие хозяйственные общества не могут выпускать облигации на сум-му, превышающую размер уставного фонда (либо размера обеспечения, предоставленного третьими лицами).

Кроме того, процедура эмиссии облигаций достаточно громоздкая (см. Решение Государст-венной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку «Об утверждении Положения о по-рядке выпуска облигаций предприятий» № 322 от 17/07/2003 года), а открытое размещение облигаций влечет необходимость периодического осуществления рейтинговой оценки облига-ций (что удорожает накладные расходы по эмиссии и обращению облигаций).

Денежные средства, полученные эмитентом в результате эмиссия облигаций, не включаются в валовые доходы эмитента, а обращение облигаций (продажа за деньги, обмен на другие ЦБ) не является объектом налога на добавленную стоимость.


3.2. Выкуп инвесторами у поставщиков векселей, выданных заемщиком.

Выкуп инвесторами векселей, выданных юридическим лицом в погашение своих обязательств, является весьма простым способом привлечения денежных средств инвесторов.
Суть этого способа состоит в том, что юридическое лицо, нуждающееся в привлечении денег, может выдавать векселя по своим обязательствам перед третьими лицами по оплате приобре-тенных товаров, работ, услуг (см. ст. 4 Закона «Об обращении векселей в Украине» № 2374-III от 05/04/2001 года).

Выданные поставщикам (подрядчикам, исполнителям) векселя (например, процентные, т.е. предусматривающие начисление процентного дохода на сумму векселя) впоследствии выку-паются у последних инвесторами (в т.ч. физическими лицами).

При наступлении срока платежа по векселю инвесторы предъявляют его к платежу векселеда-телю и получают вексельную сумму (включая проценты). Таким образом, удовлетворяется ин-терес инвестора в получении дохода и возврата вложенных средств, а также интерес векселе-дателя в получении отсрочки оплаты необходимых ему товаров (работ, услуг).

Проценты, уплаченные по векселю, включаются векселедателем в состав валовых расходов для целей налогообложения прибыли предприятий.

Вексельное обязательство векселедателя может быть обеспечено авалем (вексельным поручи-тельством) третьего лица.


4.1. Участие инвесторов в чужой деятельности путем создания юридического лица и управления его деятельностью.

Участие инвесторов в чужой деятельности, т.е. в деятельности иного юридического лица, осуществляется путем создания инвесторами хозяйственных обществ на основе объединения своих вкладов (капиталов).

При этом инвесторы становятся участниками иного юридического лица в случаях создания:
а) полного общества,
б) коммандитного общества,
в) общества с ограниченной ответственностью,

или акционерами юридического лица в случаях создания:
г) закрытого акционерного общества,
д) открытого акционерного общества.

Рассмотрим некоторые организационно-правовые формы юридического лица с точки зрения удобства объединения участниками (акционерами) вкладов и, одновременно, управления (контроля) созданным юридическим лицом (и объединенным капиталом) лишь одним из уча-стников.

А) Полное общество.
Полным является общество, участники которого согласно заключенному между ними дого-вору осуществляют предпринимательскую деятельность от имени общества и солидарно не-сут дополнительную ответственность по обязательствам общества всем своим имущест-вом.
Участниками полного общества могут быть лица, зарегистрированные как субъекты предпри-нимательской деятельности.

Управление полным обществом осуществляется, как правило, по совместному согласию всех участников. Учредительным договором могут быть предусмотрены случаи принятия решения большинством голосов.

Организационно-правовая форма полного товарищества, на наш взгляд, не вполне подходит для привлечения и объединения инвестиций при сохранении управленческих и контрольных функций у одного из участников по двум причинам.

Во-первых, инвесторы (участники) несут все риски предпринимательской деятельности общества, а также дополнительно (при невозможности исполнения обществом) отвечают всем своим имуществом по обязательствам общества.

Во-вторых, правовая конструкция полного общества предусматривает совместное управле-ние обществом (формирование воли общества по вопросам его деятельности) всеми участни-ками общества, если иное прямо не установлено учредительным договором.
Кроме того, вести дела общества (действовать) от его имени, по общему правилу, вправе каждый из участников общества (если ведение дел не осуществляется совместно всеми уча-стниками или поручено одному из них согласно учредительному договору). Участник, на ко-торого возложено (поручено) ведение дел общества, может выдавать доверенности иным уча-стникам общества.

Таким образом, полное общество нельзя признать удобной формой объединения капиталов нескольких лиц и управления объединенным капиталом только одним из них.

Б) Коммандитное общество.
Коммандитным обществом является общество, в котором вместе с участниками, которые осуществляют от имени общества предпринимательскую деятельность и солидарно несут дополнительную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом (полными участниками), есть один или несколько участников (вкладчиков), которые несут риск убытков деятельности общества в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в деятельности общества (ст. 133 ГКУ).

Вкладчики могут действовать от имени общества только на основании доверенности.

Полными участниками коммандитного общества могут быть лица, обладающие статусом субъекта предпринимательства (ст.. 80 Хозяйственного кодекса Украины, далее – ХКУ).

Имущественные интересы вкладчиков обеспечиваются правом на: 1) получение части при-были общества; 2) получение своего вклада (в первоочередном перед полными участниками порядке) при ликвидации общества; 3) выхода из общества после окончания финансового года и получение своего вклада; 4) передачу своей части в складочном капитале другому вкладчику (третьему лицу); 5) иными правами, которые могут быть установлены учредительным догово-ром.

Как видно, такая организационно-правовая форма юридического лица наиболее адекватна для концентрации функций управления (контроля) обществом у одного лица и исключения иных лиц, осуществивших вклады в общество, из такой деятельности.

Закон (ГКУ) вводит некоторые ограничения на соотношение вкладов полных участников и вкладчиков. Так, общий размер вкладов вкладчиков не может превышать 50% складочного капитала общества.
Такое ограничение существенно ухудшает привлекательность коммандитного общества для целей консолидации капиталов нескольких лиц (вкладчиков и полных участников) и управле-ния этим капиталом другими лицами (полными участниками).

При таких условиях (т.е. при наличии у лица имущества, стоимость которого образует не ме-нее 50% объединенного капитала нескольких лиц) целесообразным представляется создание общества с ограниченной ответственностью. В указанном обществе лицо, владеющее 50%-ной долей в уставном капитале сможет с высокой вероятностью контролировать деятельность об-щества и, в любом случае, блокировать невыгодные решения общих сборов участников.

Учитывая дополнительную ответственность полных участников по долгам общества , можно прийти к выводу о нерациональности применения коммандитного общества для реализации обозначенной выше задачи.

В) Общество с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается общество, основан-ное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого поделен на доли.
Участники ООО не несут ответственность по его обязательствам, а несут риски утраты стои-мости их вкладов в уставный капитал ООО.
Участники ООО вправе уступать свою долю иным лицам с соблюдением преимущественного права покупки других участников общества, вправе выйти из общества с получением части стоимости имущества ООО, пропорциональную размеру их доли. Участники ООО обладают другими правами, установленными законом и уставом общества.

Максимальное количество участников ООО ограничено Законом Украины «О хозяйственных обществах» № 1576-XII от 19/09/1991 года (далее – Закон о Хозобществах) на уровне 10 (де-сяти) участников.

Управление ООО осуществляется его органами: 1) общим собранием участников ООО; 2) ис-полнительным органом (коллегиальным или единоличным).

На общих сборах участников ООО каждый участник имеет количество голосов пропор-ционально размеру доли участника в уставном капитале ООО. Указанное правило уста-новлено императивной нормой статьи 58 Закона о Хозобществах и не может быть изменено ни уставом ООО, ни соглашением между участниками .

К исключительной компетенции общих сборов участников ООО законом (ст.. 145 ГКУ) от-несены, в частности: 1) внесение изменений в устав общества, 2) изменение размера уставно-го фонда общества, 3) создание и отзыв исполнительного органа общества, 4) исключение участника из общества, 5) принятие решения о ликвидации общества.

Статьей 60 Закона о Хозобществах императивно установлен кворум общих собраний ООО. Так, полномочными признаются собрания участников ООО, если на них присутствуют участ-ники, которым принадлежит в совокупности более 60 % голосов. Установленный законом кворум не может быть изменен ни уставом ООО, ни соглашением между участниками.

Таким образом, следует признать, что владение долей в уставном капитале ООО в размере 40% или более позволяет блокировать проведение общих собраний участников ООО, а следо-вательно, блокировать принятие решений по вопросам исключительной компетенции об-щих собраний ООО (см. выше).

Более того, при наличии у участника доли в уставном капитале общества, превышающей 25%, возможно блокирование решений о: 1) внесении изменений в устав общества, 2) отчуж-дении имущества общества, стоимость которого составляет 50% и более стоимости всего имущества общества и 3) ликвидации общества.
Этот вывод вытекает из требований ГКУ (ст. 98) о принятии указанных решений не менее, чем ¾ голосов участников (присутствующих на собрании). Для блокирования указанных решений участнику, владеющему более 25% голосов, необходимо принять участие в общих собраниях и голосовать против соответствующих решений.

Поскольку решения об увеличении/уменьшении уставного фонда ООО влекут необходи-мость изменения устава общества, то принятие этих решений можно заблокировать, обладая более 25% голосов.

Таким образом, обладание долями в уставном капитале ООО, обеспечивающими участнику более 25% голосов, либо 40% и более голосов, позволяет, по нашему мнению, влиять на ре-шение ключевых вопросов деятельности ООО.

Возможности оперативного (текущего) управления и контроля над ООО отдельными уча-стниками в значительной степени зависят от содержания учредительных документов ООО (в частности, от установленной уставом структуры исполнительных органов ООО, объема пол-номочий исполнительного органа, порядка голосования и принятия решения коллегиальным исполнительным органом, дополнительного отнесения к исключительной компетенции собра-ния участников отдельных вопросов деятельности и т.д.).

Так, например, для целей управления уставом ООО можно устанавливать положение о том, что участник, владеющий определенной долей уставного капитала («не менее, чем …»), впра-ве назначать своего представителя в коллегиальный исполнительный орган. При этом для принятия решений по установленным в уставе вопросам деятельности ООО коллегиальный орган должен достичь единогласия всех своих членов.

Также, ограничить зависимость участника, владеющего небольшой долей в капитале, от со-гласованных действий других участников можно путем установления уставом ООО иных ог-раничений: выдачу доверенностей от имени ЗАО осуществлять только по согласию всех чле-нов коллегиального исполнительного органа, запретить директору (генеральному директору) совершать от имени ООО крупные сделки без предварительного одобрения их условий всеми членами коллегиального органа и т.д..


Г) Закрытое акционерное общество (далее – ЗАО).

Организационно-правовая форма ЗАО дает широкие возможности объединения капитала за-ранее определенного круга лиц. Однако, закон в отношении ЗАО, так же как и в отношении ООО, ограничивает концентрацию функций управления обществом в «одних руках».

Голосование на собраниях акционеров проводится по принципу: «одна акция – один голос». Это правило ст.. 44 Закона о Хозобществах не может быть изменено уставом.
Исключение составляют т.н. привилегированные акции, которые в отличие от простых ак-ций, дают право на участие акционера в управлении обществом только в случаях, преду-смотренных уставом и законом (ст.. 6 Закона о ЦБ). Законом такие случаи не установлены.

Таким образом, возможно привлечение капитала отдельных лиц путем эмиссии привилегиро-ванных акций, с исключением таких лиц из процесса управления обществом.
Однако ст.. 158 ГКУ и ст.. 6 Закона о ЦБ устанавливают, что доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не может превышать 25%.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров, согласно статье 41 Закона о Хозобществах и статье 159 ГКУ, относятся вопросы: 1) внесение изменений в устав общества, в том числе, изменение размера уставного капитала, 2) избрание и отзыв членов наблюда-тельного совета, создание и отзыв исполнительного и иных органов общества, 3) утверждение годовых результатов деятельности ЗАО, 4) создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов и т.д., утверждение их уставов и положений, 5) принятие решения о прекращении деятельности ЗАО, 6) об избрании лица для представления интересов акционе-ров.

Для кворума общего собрания акционеров ЗАО необходимо участие в собрании акционеров, обладающих более 60% голосов (ст.. 41 Закона о Хозобществах). Это положение нельзя из-менить уставом ЗАО.
Поэтому также, как и в ООО, в ЗАО с относительно небольшим количеством акционеров бло-кирующим будет пакет с количеством акций более 40%.

Владея пакетом акций более 25% голосов, можно блокировать решения по вопросам внесения изменений в устав ЗАО (в том числе, решения об изменении размера уставного фонда ЗАО) (см. ч. 4 ст.. 159 ГКУ).

Возможности влияния отдельными акционерами, не обладающими блокирующими и, тем бо-лее, контрольным (50%+1 голос) пакетами акций, и способы минимизации рисков утраты влияния этих акционеров в ЗАО в основном аналогичны возможностям и способам, которые применимы в ООО (см. выше).
Опасность лишения акционера ЗАО права собственности на акции весьма незначительна и становится реальной лишь при владении очень малым пакетом акций.


4.2. Участие инвесторов в совместной деятельности без создания юридического лица.

Целью совместной деятельности может быть любая цель, которая не противоречит закону.

Совместная деятельность может осуществляться до достижения общей цели, либо бессрочно.

Регулирование отношений участников в рамках совместной деятельности (далее – СД) обычно строится на принципах: 1) объединения вкладов, 2) совместного участия участников в совместной деятельности (см. главу 77 ГКУ).

Однако законодательство допускает договорное отступление от этих принципов, что дает воз-можность гибко урегулировать отношения между сторонами договора о СД по поводу участия лиц в этой деятельности и распределения ее результатов.

Вкладами в совместную деятельность могут быть имущество (деньги, имущественные права, ценные бумаги, движимость, недвижимость и т.д.), либо профессиональные умения, знания, деловая репутация и связи и т.д.
Денежная оценка вкладов осуществляется по договоренности между участниками. Впослед-ствии, денежная стоимость вкладов будет определять объем прав каждого из участников СД на результаты деятельности (долю в праве собственности на имущество), а также определять долю каждого участника в прибылях или убытках СД.

Договором о СД возможно урегулировать распределение в прибылях и убытках иначе. Нельзя только полностью лишить участника права на долю в прибыли, либо освободить от обязанности возмещать убытки.

По нашему мнению, договором о СД можно также перераспределить доли участников в праве общей долевой собственности на имущество СД независимо от денежной оценки их вкладов в СД.

Объединение имущественных и неимущественных вкладов влечет возникновение общей до-левой собственности участников на объединенное имущество (пропорционально стоимости вкладов). В долевую собственность поступают любые доходы и плоды, полученные в резуль-тате осуществления СД.

Ведение общих дел (для достижения цели СД и в интересах всех ее участников) может осуще-ствляться каждым из участников СД, если только договором СД не установлено, что веде-ние общих дел будет осуществляться:
1) всеми участниками совместно (тогда на заключение какой-либо сделки для достиже-ния целей СД необходимо согласие всех участников).
2) отдельным участником, которому остальными участниками поручено ведение общих дел (с выдачей соответствующей доверенности). Такой участник обязан вести бухгал-терский и налоговый учет общего имущества и деятельности.

При этом если договор СД связан с ведением его участниками предпринимательской дея-тельности, то по обязательствам, возникшим из СД, все участники отвечают солидарно .


Договор о СД подлежит регистрации в налоговых органах для целей ее налогообложения. В налоговых целях совместная деятельность участников рассматривается как самостоятельный субъект – налогоплательщик (п. 1.2 ст. 1 Закона «О налоге на добавленную стоимость»). Так-же, хозяйственные отношения между участниками в рамках СД для целей налогообложения приравниваются к отношениям на основе отдельных договоров (п. 1.2 ст. 1 Закона «О налоге на добавленную стоимость», п. 7.7.6 Закона «О налогообложении прибыли предприятий»).

Таким образом, совместная деятельность участников без создания юридического лица являет-ся гибким механизмом для объединения вкладов участников и ведения общих дел одним из них. К недостаткам СД следует отнести достаточно сложный режим налогообложения СД.


Вячеслав ВАРЕНЯ, аудитор
2007г.


8/02/10 15:23  труженник > Susu    12/08/09 19:16Дерево
Добрый день, подскажите пожалуйста, а почему ООО может взять у физика только безпроцентные займы? заранее благодарен..

12/08/09 19:16  Susu > Татьяна ФС    12/08/09 13:41Дерево
У резидентов-физиков можно взять только безпроцентные займы. Сумма займа включаться в доход не будет. Поскольку предприятие на едином налоге, включение остатка долга в ВД в конце периода (как указано Shikoladka) не происходит.

12/08/09 14:10  ShikoladkaОтправить письмо > Татьяна ФС    12/08/09 13:41Дерево
Мы берем займ у учредителя (он же директор фирмы) без %. Мы плательщики налога на прибыль. Если займ не выходит за рамки квартала, то никаких налогов, если займ выходит за рамки налогового квартала, то в конце квартала остаток долга ставив в ВД (інші доходи та витрати), а в следующем квартале в мометн погашения долга - ВР.

ДОГОВІР
безпроцентної позики

м. Київ 10 червня 2009 р.



КРЕДИТОР: физ.лицо, з одного боку,

ПОЗИЧАЛЬНИК: юр.лицо, в особі заступника директора , що діє на підставі довіреності № 1 від 10.04.2009р., з іншого боку,
уклали дану Угоду про наступне:

1.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРУ

1.1. КРЕДИТОР зобов’язується надати ПОЗИЧАЛЬНИКУ позику, а останній зобов’язується повернути позику у визначений даним Договором термін.
1.2. Позика ПОЗИЧАЛЬНИКУ надається на безпроцентній основі.

2.РОЗМІР ПОЗИКИ

2.1. Сума позики за даним Договором становить 130 000, 00 (Сто тридцять тисяч) гривень 00 копійок.

3.ПОРЯДОК НАДАННЯ ПОЗИКИ

3.1. КРЕДИТОР зобов’язаний надати позику протягом десяти днів з моменту підписання даного Договору.
3.2. Позика надається шляхом внесення готівкових коштів в касу ПОЗИЧАЛЬНИКА або шляхом перерахування коштів на поточний рахунок ПОЗИЧАЛЬНИКА.


4.СТРОК ПОЗИКИ

4.1. Позика надається ПОЗИЧАЛЬНИКУ в термін до 30 вересня 2009 року.
4.2. Термін, вказаний у п.4.1 даного Договору, може бути продовжений за згодою Сторін.


5.ПОРЯДОК ПОВЕРНЕННЯ ПОЗИКИ

5.1. По закінченні строку, вказаного в п.4.1 Даного Договору, ПОЗИЧАЛЬНИК зобов’язується протягом одного дня повернути суму позики.
5.2. Позика КРЕДИТОРУ повинна бути повернена готівковими коштами, або по безготівковому перерахунку за реквызитами:
5.3. ПОЗИЧАЛЬНИК має право на дострокове повернення позики в повному обсязі, або по частинах.



6.СТРОК ДІЇ ДАНОГО ДОГОВОРУ

6.1. Даний Договір набуває чинності з моменту підписання його Сторонами і є дійсним до моменту його остаточного виконання.


7.ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ СТОРІН

7.1. За порушення умов Даного Договору винна Сторона відшкодовує завдані збитки, у тому числі втрачену вигоду, у порядку, передбаченому чинним законодавством.

8.ЗМІНИ УМОВ ДАНОГО ДОГОВОРУ

8.1. Умови Даного Договору мають однакову зобов’язувальну силу для Сторін і можуть бути змінені за взаємною згодою з обов’язковим складанням письмового документу.
8.2. Жодна із Сторін не має права передавати свої права за Даним Договором третій стороні без письмової згоди другої Сторони.

9.ІНШІ УМОВИ

9.1. Даний Договір складено у двох оригінальних примірниках, по одному для кожної із сторін.
9.2. У випадках, не передбачених даним Договором, Сторони керуються чинним цивільним законодавством.
9.3. Після підписання Даного Договору всі попередні переговори за ним, листування, попередні угоди і протоколи про наміри з питань, так чи інакше пов’язаних з даним Договором, втрачають юридичну силу.

10.ЮРИДИЧНІ АДРЕСИ СТОРІН


10.1. КРЕДИТОР:
физ.лицо
10.2. ПОЗИЧАЛЬНИК:
юр.лицо


КРЕДИТОР ПОЗИЧАЛЬНИК



12/08/09 13:41  Татьяна ФС   Дерево
ООО, на едином налоге с НДС, хочет взять займ у физ лица. Как лучше оформить договор займа - с % или без, будет ли сумма займа включаться в облагаемый доход? У кого лучше брать займ - у работника предприятия или нет, а может лучше у учредителя или вообще у нерезидента? Посоветуйте, что лучше, чтоб поменьше платить налогов.

Страницы:    Всего: 1

Реклама

bigmir)net TOP 100