RSS-экспорт
Связь с модератором
Популярные теги
директордоговордоговор арендыжилищное законодательствозаработная платаземельный участокземляискКЗОТконтролирующие органыкупля продажаналогообложениенаследствоОООответственностьправо собственностипроверкипрогулпроцессработниксокращениестроительствосудтрудовая книжкатрудовое правоувольнение


АТО: проблемы и решения

Логин:    Пароль:      Регистрация | Восстановить пароль

Мобилизация, демобилизация, замена на время отсутствия работника — действия компании


Сообщение:

Ваше имя:    EMail: 
 

Страницы:    Всего: 1


Сортировать по времени сообщений  по возрастанию [по убыванию]
 
20/08/15 20:03  ОК АКА ОлюняОтправить письмо   Дерево
Мобилизация работника

Государство предусмотрело ряд дополнительных гарантий и льгот гражданам Украины, призванным в рамках мобилизации, срочной службы, а также службы по контракту.

Обеспечение отдельных социальных льгот ложится на плечи компаний, где трудоустроены вышеназванные категории работников, а именно:

1) сохранение рабочего места и должности;
2) сохранение среднего заработка (с последующей компенсацией из бюджета).

Первая гарантия подразумевает сохранение штатной единицы и закрепленного работника за ней. В отдельных случаях возникают вопросы, как реализовать такую гарантию (например, мобилизация директора, реорганизация предприятия, сокращение структурных подразделений и т. д.), но каждый такой случай нужно разбирать отдельно.

Порядок реализации второй гарантии сводится к следующему:

- выплата среднего заработка мобилизованному работнику (определяется согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100) в сроки, установленные предприятием для выплаты заработной платы (в соответствии со ст. 115 КЗоТ);

- подготовка отчета о фактических расходах на выплаты среднего заработка мобилизованным (по форме, установленной постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105) и представление его в военкомат для согласования;

- после согласования отчета с военкоматом (путем подписания военным комиссаром и проставления печати военкомата) — передача отчета в орган социальной защиты для получения компенсации.

Для того чтобы компания имела право инициировать реализацию гарантий для мобилизованных работников, работнику необходимо предоставить один из документов, подтверждающих его мобилизацию (ч. 3 ст. 22 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII):

- мобилизационное распоряжение;
- повестку;
- распоряжение военного комиссара.

Следует заметить, что началом прохождения военной службы (ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 р. № 2232-XII) работника считается день зачисления в списки личного состава воинской части — для граждан, принятых на военную службу по контракту, в т. ч. военнообязанных, проходящих сборы, и резервистов во время мобилизации; или день отправления в воинскую часть из районного (городского) военного комиссариата — для граждан, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период, и на военную службу по призыву лиц офицерского состава.

Проще говоря, в повестке (или другом документе) должно быть указано, что лицо отправляется в военную часть (а не для уточнения данных или прохождения медкомиссии, например).

После получения соответствующего документа компания может издать приказ о временном освобождении работника от работы на период призыва во время мобилизации.

В приказе следует сделать ссылку на документ, являющийся основанием для его издания (т. е. указать повестку, распоряжения и т. д.).

С момента издания приказа и до даты демобилизации работника (в общем случае) вступают в силу гарантии, предусмотренные ст. 119 КЗоТ.

17 марта 2015 года вступил в силу Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением Кабмина от 04.03.2015 г. № 105 (далее — Порядок № 105), во исполнение гарантий по сохранению заработка мобилизованным работникам.

До разработки и опубликования этого Порядка, предприятия выплачивали компенсации самостоятельно, за свой счет. С момента вступления его в силу предприятиям следует руководствоваться Порядком № 105 с целью получения компенсации из бюджета.

Согласно Порядку № 105 заявление сумм на компенсацию выглядит следующим образом:

1) подготовка специального отчета предприятием (Отчет о фактических расходах — приложение 1);

2) представление подписанного отчета в военный комиссариат по месту призыва работника, для согласования (путем проставления печати комиссариата и подписи комиссара);

3) представление согласованного с комиссаром отчета в орган социальной защиты.

Для выплаты компенсации отчет подается ежемесячно до 15-го числа в орган социальной защиты населения (для г. Киева — структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных администраций).

Несмотря на общую простоту механизма, уже на данном этапе обозначаются вопросы, на которые Порядок № 105 не дает однозначного ответа:

1. Отчетный месяц — четко не указано, отчет подается за текущий месяц или по итогам (на практике, отчеты на компенсацию за март предприятия подавали до 15 апреля).
Соответственно, нет однозначного ответа — выплачивать работникам компенсации необходимо только после получения денег из бюджета или в любом случае.

2. Согласование с военкоматом — отчет согласовывается с военкоматом, который призвал работника. Соответственно, если предприятие находится в Киеве, а работник призван во Львове (по месту прописки), то и отдельный отчет на указанного работника нужно ежемесячно согласовывать с львовским военкоматом.

3. Периоды до 17.03.2015 г. — т. к. в Порядке № 105 ничего не сказано относительно выплат предприятиями компенсаций за 2014 год, то на сегодня предприятиям компенсации за указанный период не возмещаются (органы соцзащиты не принимают документы за 2014 год).

4. Первичное представление документов — ничего не сказано о порядке уведомления органов соцзащиты, куда, собственно, перечислять деньги, поэтому вместе с первым отчетом (в 3-х экземплярах) необходимо подать письмо в свободной форме с указанием банковских реквизитов предприятия.

Касательно удержания налогов и сборов из сумм компенсации, ГФСУ предоставила разъяснения, что с 17.03.2015 г. компенсации из бюджета не подлежат удержаниям и начислениям НДФЛ, ЕСВ и военным сбором.

Надеемся, что Порядок № 105 в процессе будет дорабатываться, и спорные вопросы будут урегулированы.

Итак, подразделениям компании необходимо сделать следующее:

1) отделу по работе с персоналом — взять подтверждающие документы у работника, призванного на военную службу, и издать приказ о временном освобождении от работы;

2) бухгалтерии — в сроки, установленные законом, рассчитывать и выплачивать средний заработок, а также готовить и подавать отчеты в органы социальной защиты (предварительно согласовывая их в военкомате) для получения компенсации из бюджета. [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите здесь для регистрации]


Можно ли на место призванного работника принять другого человека?

Минсоцполитики в письме от 10.06.2015 г. № 231/06/186-15 рассмотрело вопрос относительно работников, призванных на военную службу и отмечает, что законодательством о труде ограничения для работодателя относительно замещения должности на период временного отсутствия основного работника не установлены.

Поэтому на место работника, призванного на воинскую службу во время мобилизации, может быть принят другой работник с заключением с ним срочного трудового договора на время пребывания основного работника в Вооруженных силах Украины.

Работник, который после демобилизации заявил работодателю о намерении вернуться на свое место работы, приступает к исполнению обязанностей, предусмотренных трудовым договором, на основании соответствующего распорядительного акта работодателя.

Датой увольнения работника, работавшего на этой должности по срочному трудовому договору, будет последний день перед днем, в который основной работник приступает к исполнению обязанностей, предусмотренных трудовым договором, что должно быть отражено в распорядительном акте работодателя. [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите здесь для регистрации]


Применение дисциплинарных взысканий к демобилизованным работникам, не приступивших к работе без уважительных причин

Минсоцполитики в письме от 16.07.2015 г. № 302/06/186-15 рассмотрело вопрос о применении дисциплинарных взысканий к работникам за прогул без уважительных причин и отметило, что демобилизованные работники, которые не продолжают военную службу по контракту, с учетом времени перевозки к месту жительства (пребывания) должны приступить к работе.

К работникам, которые без уважительных причин своевременно не приступили к работе, могут применяться дисциплинарные взыскания.

В табеле учета использования рабочего времени отсутствие на работе по уважительным причинам целесообразно отмечать условным обозначением «І» — другие причины неявок, а отсутствие на работе без уважительных причин — условным обозначением «ПР» — прогул.

Применение работодателем дисциплинарных взысканий к работникам является его правом. [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите здесь для регистрации]


Уточнен порядок расчета средней зарплаты для повторно мобилизованных работников

Кабмин постановлением от 29.07.2015 г. № 542 внес изменения [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите здесь для регистрации] в Порядок исчисления средней заработной платы.

Порядок дополнен нормой, согласно которой работникам, которые были уволены в запас с военной службы по призыву по мобилизации, на особый период и повторно призваны для прохождения военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, исчисление средней зарплаты производится с учетом норм настоящего Порядка.

В случае если рассчитанная в установленном порядке средняя зарплата ниже средней заработной платы, которая сохранялась за работником в течение периода предыдущей военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, для расчета компенсации применяется средняя заработная плата, которая сохранялась за работником в течение периода предыдущей военной службы по призыву по мобилизации, на особый период.

Напомним, Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период утвержден постановлением Кабмина от 04.03.2015 г. № 105.

Страницы:    Всего: 1

Реклама

bigmir)net TOP 100